Магические песни. Это я – Стеша

Татьяна Ренкова, специально для "Города 24"

stepanida 09 a7911Она пошла в школу в торбазах – башмачках из ткани и с матерчатой же сумкой. Ее отца звали Арсан Дуолан - по имени властителя «бесов» из якутского эпоса Олонхо. И был он сказителем-импровизатором.
В их деревне жил могучий шаман, который, говорят, однажды на глазах партийного активиста обратился в волка.
Биография Степаниды Борисовой, народной артистки России и знаменитой этнической певицы, словно часть того народного эпоса, который она сейчас исполняет по всему миру. От звуков ее пения мурашки пробегают по коже: у нее потрясающе мощная энергетика.
В Якутии пишут, сейчас она сама поет «удаган курдук», то есть, как шаманка, что вибрации ее голоса магическим образом действуют на слушателя.
Она – одна из немногих, кто сохранил это древнее искусство и, пожалуй, единственная, кто дал возможность узнать, что такое тойук и кылысах в разных уголках планеты.

В Казани Степанида Ильинична выступила на открытии театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», а также дала потрясающий концерт в клубе фестиваля.

stepanida 07 89717stepanida 01 93e4d

 

 

 

 

 

 


- Степанида Ильинична, расскажите, пожалуйста, о том жанре, в котором вы работаете!

Степанида Борисова: Тойуком исполняется якутский национальный эпос, в эпосе есть разные стили тойука. Это якутская национальная техника пения. Якуты обычно селились по аласам – полянам среди леса. Изба, поле, трава, деревья и небо, - вот и все, что окружало человека. И не с кем было поделиться своими чувствами, когда вдруг становилось плохо и одиноко. И люди пели: топит ли человек камелек (национальный очаг), готовит ли пишу - поет. Заболеет – опять поет. Даже ругались люди между собой тойуком!

Сейчас я преподаю в институте будущим актерам. Мы хотим создать театр Олонхо. Мы учим молодых людей петь тойуком. И это очень тяжело. На 70 лет мы забыли народный эпос. Если и пели, то очень редко и по большим праздникам. Да и то – во славу партии и коммунизма. После Перестройки якуты снова начали учить детей с раннего детства фольклору.

Я учу детей, и понимаю, они не могут петь даже самые обыкновенные песни. Сложно научить человека, который вообще не поет, технике кылысах (якутское горловое пение). Один выпуск уже был, ребята поют, за исключением одного, неплохо, средненько...Сейчас занимаюсь второй год с ребятами третьего курса. Им очень тяжело, видимо, они очень редко пели даже обычные песни. Приходится долго-долго заниматься, чтобы заставить голосовые связки работать для кылысаха. Недавно сдавали мои ребята зачет, мы послушали-послушали и сказали: «Ладно, терпеть немножко можно!»

Есть в коллективах самодеятельности люди, которые хорошо поют тойуком, но они плохо играют на сцене. А для театра Олонхо все-таки нужны профессиональные актеры. В общем, сложностей масса. Мы сейчас много работаем, думаем: какими у нас будут черти и богатыри, костюмы, декорации и так далее. Это наша мечта. Андрей Савич Борисов (художественный руководитель Саха академического театра им. П.Ойунского, министр культуры) добился, чтобы о театре Олонхо заговорили, хочет его построить!

stepanida 08 6fb96stepanida 10 a83a1

 

 

 

 

 

 

 

 


- Можно ли говорить, что у вас среди студентов есть преемник или преемница?

- Я очень часто думаю об этом: время идет очень быстро, летят года. Взять все, что ты умеешь, и уйти в иной мир – это просто бессовестно! Я считаю так! Нужно все, что умеешь, оставить кому-то, чтобы пели дети, чтобы дальше все развивалось и жило.

Пока такого человека нет, но я надеюсь, что он обязательно появится. Когда ребенок начинает петь, это только начало. Самое главное для поющего человека – заниматься каждый день своим голосом, каждый день петь. И еще слушать, молодой человек должен услышать, как старики поют в деревнях. Эти знания должны копиться год от года, как в компьютере, чтобы в один прекрасный день вдруг, словно, распустился цветок. И тогда уже начнется импровизация!

- Человек другой национальности может освоить пение тойуком или обязательно родиться якутом?

- Может! На фестивалях я провожу обучение. В Лондоне, например, я проводила обучение в течение недели, и английские актеры начали очень хорошо петь! У меня была с собой видеокамера, и я сняла, как англичане поют тойуком и кылысахом. Я научила их песне «Кукушка». Когда я показала это видео в Якутии, мои земляки были очень удивлены. И даже возмущались: «Как же так, Степанида Ильинична?! Мы – якуты, это искусство у нас в крови!» А я отвечаю, что научиться кылысаху может каждый. Иногда люди немного обижаются.

stepanida 04 e6399stepanida 05 59610

 

 

 

 

 

 

- Степанида Ильинична, как и у кого учились петь вы?

- Ни у кого! У нас, якутов, есть традиция: если гость приходит в дом, нужно обязательно напоить его чаем. Даже если дома нет угощения, просто поставить на стол хлеб, масло и налить чай. Когда я была девочкой, к нам в гости заходила одна бабушка. Бывало, она немножко выпивши была. Мама днем работала на ферме, и я угощала эту женщину чаем. И она садилась за стол, и начинала рассказывать о своей жизни тойуком. В этой песне она рассказывала, что моя мама и она в один день родили детей. Но ее сын умер. И 15 апреля она всегда поминает своего сына. Я слушала ее, открыв глаза и рот! И мне было так интересно и удивительно, что о своей жизни можно рассказывать песней да еще такой необычной. Я тогда училась в 7 классе.

Еще у нас в деревне жил знаменитый шаман. Он тоже пел. Я тоже всегда с большим интересом слушала, как он поет. Вот так слушаешь, как старики поют, никакой учитель не нужен! Я начала петь от скуки: мама работала целыми днями на ферме, а я уходила в поля: вокруг цветы, трава, небо – лежишь себе, так красиво, так классно! И петь хочется! Так я и начала петь.

- Петь тойуком тяжело чисто физически?

- Очень тяжело! Помню, маленькой я одну песню спою – и все. А когда я играла в спектакле «Добрый человек из Сычуани», то нужно было петь около 26 песен кылысахом. Тут-то я и поняла, что своим голосом нужно заниматься.

- А как же вы поняли, что ваше призвание показать всему миру красоту и силу якутского народного эпоса в песне?

- Было время, когда мне достаточно долго не давали ролей в театре. Мой муж (Адрей Борисов) – главный режиссер, он ко мне очень строго относится и ролей мне много не дает. Когда мне исполнилось 43 года, я поняла, нечего сидеть, сложа руки, нужно петь. И состоялся мой первый концерт в Токио. Пока я ездила по всему миру с концертами, я могла петь Кыыс Дэбилийэ – «Олонхо», мои голосовые связки были готовы! Сольные концерты, когда аудитория не знает моего языка, многому научили меня.

- Правда ли, что у вас был опыт работы в оперном театре? И как сложилась ваша карьера в драматическом театре?

- Да, я пробовала петь в оперном театре – у нас были гастроли по России: в Москве, в Казани и других городах. Я просто импровизировала тойуком.

А в драматическом театре моя судьба, я считаю, сложилась шикарно! Я три раза номинировалась на премию «Золотая маска» за «Лучшую женскую роль». За роль Бернарды Альбы в спектакле "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Федерико Гарсиа Лорки (Бернарда Альба) получила диплом! Также номинировалась за роли Кыыс Дэбилийэ – «Олонхо» и «СтарухЫ» Хармса: но ничего не получила! (смеется)

- А что сейчас играете в театре?

- Бердарду, Кыыс Дэбилийэ, занята в спектакле «Ангелы не плачут». По-моему, все...Когда я смотрю спектакли в других театрах, то думаю, а как бы сделала я. И все время думаю, что сделала бы по-другому. Наблюдать со стороны и судить, легко, а самой работать над ролью – трудно.

stepanida 03 f3858

- Степанида Ильинична, писали, будто бы вы планируете прекратить гастрольную деятельность?

- Когда я даю концерты в России, я не считаю, что гастролирую. Это моя страна и моя сцена. А вот выступать за рубежом мне тяжело, потому что там я «глухонемая»: я не знаю английский язык! Я всегда езжу одна, психологически это очень тяжело. Я еду через три страны, чтобы дать концерт, попадаю в незнакомое место, не зная языка. Мне помогает только актерская интуиция, имение держать глаза широко открытыми и быть всегда начеку. А это стресс!

- Почему же тогда вы не набираете музыкантов? Возможно, вам было бы легче...

- Если я наберу музыкантов в Якутске и повезу их в Москву, это будет стоить 40 тысяч рублей на 1 человека. Где же мне найти такие деньги? Я пробовала работать со знаменитой группой «Чолбон». Но! Я люблю дисциплину! Я готова петь в любом углу, пусть мне хоть скажут, встать в 7 часов утра и начать петь. А с музыкантами дисциплины не было. Я их таскала по трем странам. Но после Гонконга я поняла – хватит! Конечно, выступать с местными музыкантами в каждой стране или городе – тоже стресс. Поэтому я всегда говорю себе, нужно остановиться, Степанида!

- Расскажите, пожалуйста, о вашем первом концерте на Западе: как сложилось, что вы поехали в Японию?

- В Якутии я всегда пела на фестивалях, точно также без музыкантов и репетиций. Это очень интересно: я не знаю, что будет наперед. Какие будут музыканты? Какая мелодия? Сплошная импровизация. Я только знаю: сегодня, например, я буду петь о природе. И рождается новая песня. В 1993 году к нам из Японии приехала драматическая актриса Миюки-сан. Она случайно услышала мое пение и тут же позвонила: «Степанида, вы не могли бы выступить в Японии?» И я ответила: «Да!»

- Говорят, ваш голос обладает целительным эффектом. К вам обращались люди за помощью?

- Я часто слышу об этом. В Америке многие женщины говорили мне, что слушают мои песни, когда болеют. Был удивительный случай в Италии. Парень после концерта сумел пробиться через охрану и сказал: «Мы пришли на ваш концерт с подругой, у нее – рак. Мы специально пришли послушать ваши песни. Вы можете чем-нибудь помочь нам?» Мне было так больно, и так трудно выслушать эти слова...

stepanida 06 cc28d- Что вы делаете, чтобы настроиться на выступление?

- Очень важен контакт с природой. Мне кажется, каждый человек должен быть в гармонии с природой, иначе в душе не будет равновесия.

- Вы готовите новую программу для каждого концерта?

- Я вообще-то очень ленивая! (смеется) Слова я всегда беру готовые, а программу почти не меняю. Выступаю-то я то там, то тут, поэтому песни привожу одни и те же в разные страны.

- Скажите, вы своим внукам поете колыбельные тойуком?

- Когда я пела тойуком, моя старшая внучка Анечка плакала и говорила: «Не пой, не пой, не надо!» А вот младшая уже очень хорошо слушает и даже поет. Ей очень нравится. У меня две дочки, и трое внуков. Старшей внучке сейчас 12 лет, младшей полтора года, а внук идет в школу в этом году.

- Степанида Ильинична, понравилось ли вам выступать в Казани?

Я – человек привычный ко всему, я постоянно участвую во всевозможных фестивалях по всему миру. Так что для меня эта атмосфера – родная. Мне было очень интересно, сколько людей придет послушать мое пение в Казани, интересно ли им это? Меня порадовало количество народа, они меня очень интересно слушали. Сразу же возник контакт!

Единственное, звук меня не совсем удовлетворил. Когда я не слышу себя, мне не хочется петь. При хорошей акустике работают и душа, и голова, и голос.


Татьяна Ренкова, специально для "Города 24"
Источник: Портал "Казань 24"

 

Вернуться назад  

Коллектив театра

Линия жизни

Иван Шакуров

И.Ю. Пестряков

Афиша

“Кыыс Дэбилийэ” премьерата!
ПРЕМЬЕРА! ПРЕМЬЕРА! ПРЕМЬЕРА!Саха норуотугар “Кыыс Дэбилийэ” курдук биир уһулуччулаах эпическэй айымньыны бэлэхтээбит улуу олоҥхоһут Н.П.
Олоҥхо театра “Күн Эрили” диэн оҕолорго аналлаах куукуланан испэктээкилгэ ыҥырар
"Күн Эрили"Олунньу 19 20 күннэригэр 1100 1500 чаастан А.Е. Кулаковскай аатынан Норуоттар доҕордоһууларын Дьиэтигэр Олоҥхо...

Поиск